Get Adobe Flash player

Разработка плана вмешательства

Основная часть второй сессии отводится сбору информации о патологической симптоматике у пациента. Затем, исходя из полученных сведений, совместно с пациентом разрабатывается план вмешательства. Необходимо объяснить пациенту, каким образом упражнения на экспозицию, являющиеся составной частью вмешательства, помогут снизить симптоматику ОКР. Например, пациенту с навязчивыми религиозными мыслями следует объяснить, что мысленная экспозиция к ситуации сгорания в аду с максимальным числом подробностей гораздо более эффективно устраняет дискомфорт вследствие навязчивых мыслей, чем менее проработанный мысленный образ этой ситуа — ции. Пациентам важно понять, что лежит в основе центральной концепции Э/ПР: конфронтация со стимулами, провоцирующими навязчивые мысли, временно усиливает дистресс, однако со временем приводит к стойкому его снижению. Мы обычно предупреждаем своих пациентов, что трудности, которые возникнут на первой неделе экспозиционных сессий, при правильном проведении Э/ПР уйдут.

В конце второй сессии психотерапевт описывает домашнее задание, входящее в программу вмешательства. Домашнее задание обычно требует от двух до трех часов, помимо двухчасовой терапевтической сессии Домашнее задание включает дополнительные упражнения на экспозицию в перерывах между терапевтическими сессиями, которые выполняются пациентом дома или в других условиях (например, в супермаркете или в гостях). Мы рекомендуем пациенту наблюдать за уровнем субъективного дискомфорта каждые 10 минут во время выполнения домашнего задания на экспозицию. В некоторых случаях пациенту не удается проводить экспозицию в течение 45-60 минут. Тогда психотерапевт совместно с пациентом должен разработать план продления экспозиции. Например, вместо того, чтобы предлагать пациенту провести 45 минут в туалете местного ресторана, психотерапевт может порекомендовать обтереть платком сиденье общественного унитаза и носить этот «источник заразы» в кармане.

Похожие записи