Get Adobe Flash player
Интересные записи

Неудовлетворительный прогресс

Вторая группа проблем возникает, когда психотерапия «не работает», хотя пациент старательно выполняет домашние задания, а сложившиеся взаимоотношения сотрудничества можно считать вполне удовлетворительными. Иногда проблема объясняется неадекватными ожиданиями пациента — или нереалистичными ожиданиями самого психотерапевта — относительно быстроты и последовательности терапевтических изменений. Когда психотерапия продвигается не так быстро, как «следовало бы», пациент с психотерапевтом должны иметь в виду, что в ходе вмешательства взлеты и падения неизбежны. Кроме того, одни пациенты продвигаются вперед медленнее других. Как психотерапевт, так и пациент, а иногда они оба преуменьшают значение небольших изменений, которые имеют место в действительности. В таких случаях психотерапевту следует подчеркнуть достигнутые, пусть и не очень значительные, успехи, напомнив пациенту, что к высоким целям идут постепенно, маленькими шагами. Иногда пациент не питает надежд на будущее и склонен недооценивать свои успехи Психотерапевту необходимо выявить эти мысли и неадаптивные , которые лежат в основе устойчивого пессимизма. В этих случаях психотерапевт должен приложить усилия для коррекции ошибочных представлений о процессе терапевтических изменений и природе депрессии, прежде чем удастся достичь заметного прогресса в психотерапии. В отдельных случаях, когда психотерапия «буксует», возможно, некоторые терапевтические техники используются некорректно. Проблемы часто возникают, когда пациенты не полностью убеждены в целесообразности рациональных реакций или не способны вспомнить про них во время эмоционального дистресса. От психотерапевта требуется оценить степень убежденности пациента в обоснованности рациональных реакций и помочь ему проявить их сразу же после возникновения автоматических мыслей. Пациенту, который недостаточно убежден в целесообразности рациональной реакции, психотерапевт может предложить экспериментальный подход — последовать новому убеждению «на пробу». Пациент, из-за сильного волнения неспособный вспомнить, как следует отвечать, должен знать, что в состоянии эмоционального дистресса способность логически рассуждать и без того снижается, поэтому мысли типа «Если это не помогает, тогда ничто другое также не поможет» могут только усугубить проблему. Пациентам следует разъяснить, что благодаря практике им со временем будет легче придумывать рациональные ответы.

На примере из практики описывается вмешательство у страдающей депрессией женщины, которая наблюдалась в нашей клинике. На этом примере мы иллюст — рируем многие концепции, о которыгс шла речь выше, включая вышвление автоматических мыслей, когнитивную триаду депрессии, практическое сотрудничест — во, структурирование сессии и обратную связь.

Похожие записи