Get Adobe Flash player
Интересные записи

Частичное выполнение задания

Некоторые пациенты боятся потерпеть неудачу при выполнении задания или сделать его неправильно. В подобных случаях психотерапевт должен разъяснить, что задания на самостоятельное выполнение не могут быть сделаны плохо: все же лучше, чем его невыполнение, ошибки дают ценную информацию о проблемах, которые нуждаются в проработке. Кроме того, качество выполнения задания не оценивается, пациенты просто не могут потерпеть поражение, особенно если взглянуть на это как на тренировку.

Иногда пациенты полагают, что их проблемы столь глубоки и сложны, что не могут быть разрешены с помощью домашних заданий. Психотерапевту следует разъяснить в таких случаях, что даже самые сложные дела начинаются с маленьких конкретных шагов. Некоторые писатели, например, преодолели свои затруднения благодаря такой установке: «Если я не могу написать книгу, я, по крайней мере, напишу один абзац». Достаточное количество абзацев, собственно, и составляет книгу. Психотерапевт с пациентом могут проанализировать достоинства и недостатки такой позиции: проблемы пациента не разрешатся путем выполнения домашних заданий. Или психотерапевт может предложить провести эксперимент, прежде чем делать такой вывод. В тех случаях, когда пациент считает свои успехи слишком ничтожными, делая на этом основании вывод о бесполезности домашних заданий, психотерапевт может усомниться в существовании успехов или помочь пациенту понять, что для значительных изменений требуется время. Если пациент выглядит обиженным, получая задание, можно предложить ему придумать задание самостоятельно. Кроме того, психотерапевт может предложить несколько заданий на выбор, причем одним из вариантов должно быть несогласие с домашним заданием. Если пациент выбирает несогласие, психотерапевт помогает ему проанализировать последствия такого выбора Еще один прием — подать психотерапию как объект купли-продажи: пациент имеет определенную цель (преодоление депрессии), психотерапевт может предложить ему средстве для достижения этой цели; пациент волен воспользоваться предложением или отклонить его точно так же, как он может купить или не купить товар на рышке. Если пациент полагает, что улучшения можно достичь и без выполнения домашнего задания, у психотерапевта есть два варианта. можно сослаться на свой клинический опыт, говорящий о том, что большинство разделявших j это мнение пациентов ошиблись и достигли весьма скромных успехов.

Похожие записи